Эксперты АНО «АРСА» приняли участие в Международная онлайн-конференция 25 ЛЕТ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: подводим итоги, смотрим в будущее, которая состоялась в формате видео-конференции 22 апреля 2020 года.
На Конференции были подведены итоги 25 лет эволюционного развития от зарождения процедуры аккредитации до ее признания на мировом уровне и определены приоритеты ее дальнейшего развития. Своими мнениями поделились основоположники системы аккредитации образования в России, авторитетные российские и зарубежные эксперты.
В результате обсуждения вопросов истории развития аккредитации все участники сошлись во мнении, что сам факт создания и внедрения механизма аккредитации в России 25 лет назад, в период постсоветского кризиса и нестабильности, - это огромный шаг вперед для системы образования в России, который значил больше, чем просто внешняя оценка высшего образования. Он означал перестройку самого подхода к высшему образованию с целью повышения его конкурентоспособности на мировом уровне после падения железного занавеса и вхождения в совершенно новую и быстроменяющуюся конкурентную среду. Фактически появление гарантии качества образования стало переломным моментом и инициировало глубокие реформы и на системном, и на институциональном уровне. Достижения российской системы гарантии качества являются доказательством того, через какие трудности пришлось пройти инициаторам этих перемен, чтобы вывести страну на достойный уровень качества образования в стране.
Сегодня система высшего образования в России радикально отличается от системы советского периода. Введение бакалавриата, магистратуры, системы зачетных единиц, компетентностный и студентоцентрированный подходы в обучении, учет мнения работодателей, обязательность внутривузовских систем гарантии качества образования, использование процедур независимой оценки качества образования, введение параллельно с государственной аккредитацией института профессиональнообщественной и международной аккредитации, разработка и выполнение государственных программ развития образования, нацпроектов – все это, несомненно, способствовало становлению новой модели национальной системы гарантии качества.
Тем не менее, осуществление реформ не было лишено противоречивости и непоследовательности. Со временем государственная аккредитация перестала быть развивающейся и совершенствующейся процедурой. Механизм аккредитации сведен к бюрократическим и достаточно формальным контрольным процедурам, далеким от оценки качества образования. При государственной аккредитации не учитываются достижения вуза, результаты мониторинга эффективности, позиционирование вузов в рейтингах и т.п. Кроме процедуры государственной аккредитации, вузы регулярно проходят плановые и внеплановые проверки в рамках лицензионного контроля, контроля качества и надзора, которые во многом дублируют друг друга. Очевидно, что качество образования (качество подготовки обучающихся и выпускников) должно оцениваться внешними независимыми организациями с привлечением всех заинтересованных сторон: вузовской и профессиональной общественности, студенческим сообществом. Оценка качества – это та обратная связь, на основе которой и должно совершенствоваться обучение и повышаться качество образования. Эта оценка должна быть не просто констатацией факта соответствия или несоответствия требованиям ФГОС, она должна быть формирующей и прогностической, то есть ведущей к совершенствованию и к развитию качества обучения и качества образования в целом.
Таким образом, необходимо пересмотреть видение на аккредитацию в соответствии с европейскими подходами к оценке качества образования и предложить новые идеи для ее развития, опираясь при этом на наличие уже имеющихся лучших российских и зарубежных практик.
Обновленное видение, предложения и наши приоритеты сформулированные во время конференции:
- Вывести аккредитацию из сферы государственного регулирования (как сделано абсолютно во всех странах), сделав ее независимой и конкурентной системой оценки качества образования. • Обеспечить независимость и автономность аккредитации от органов управления, вузов и любых «третьих сторон».
- Засчитывать выдающихся международных образовательных и научных достижений (ТОП-500 глобальных рейтингов, международная аккредитация, …) в качестве контрольно-надзорных мероприятий (то есть освободить «победителей Олимпийских игр от сдачи норм ГТО»).
- От государственной программной оценки перейти к институциональной (оставив программную оценку для агентств профессионально-общественной аккредитации)
- Оставить только одну контрольно-надзорную процедуру, аналогичную комплексной оценке (2000 - 2009 гг.).
- Проводить контрольно-надзорную процедуру один раз в 3, 6, 10 лет на основе риск-ориентированной модели. За основу взять распределенную модель оценивания.
- Создать российский реестр аккредитационных агентств (аналогичные EQAR), либо, что значительно лучше, признавать результаты только тех агентств, которые признаются на международном уровне.
- Ввести процедуры «аккредитации аккредитаторов».
- Формирование Минобрнауки России реестра добросовестных организаций по аккредитации. • Признание полного членства ENQA и вхождение в EQAR для внесения аккредитационного агентства в российский реестр.
- Признание государством международной аккредитации вузов и программ, как процедуры, за которой стоит будущее гарантии качества образования.
- Ориентация на оценку не документации ОПОП, а результатов обучения и подготовки выпускников.
- Изучать зарубежные тренды развития образования и подходы к оценке качества образования, особое внимание обратить на создание интегрированной системы гарантии качества европейских вузов, процедуры признания образования.
- Продвигать Европейский Регистр гарантии качества высшего образования (EQAR) и Азиатско-Тихоокеанский Регистр качества (APQR) в России, информировать о них и их преимуществах все заинтересованные стороны.
- Использовать потенциальные преимущества цифровых технологий для проведения процедур оценки качества.
Программа конференции